Б9
20. Характеристика конфликтов в трудовой сфере.
Конфликт - это ситуация, в которой цели и интересы одних людей противоречат целям и интересам других людей.
Конфликт бывают внутриличностными, внутригрупповыми или внутринациональными. Они могут также происходить между двумя или более персонами, группами или нациями; такие конфликты называются межличностными, межгрупповыми или международными. Существует также конфликт между личностью и группой.
Конфликты различают и по их значению для организации: Деструктивные - конфликт является деструктивным, если его участники не удовлетворены его исходом и чувствуют себя обделенными. Конструктивные- если участники довольны его исходом и полагают, что в результате его разрешения они получили выгоду.
Процесс развития конфликта.
1.Предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.
2.Инцидент. Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон.
3.Противоборство сторон - является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.
4. Кульминация. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.
5. Разрешение конфликта. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль.
6. Переговоры.
7. Послеконфликтная стадия. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений:насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели; насколько велики потери сторон; насколько удалось сбалансировать интересы сторон; какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Выделяют пять способов (стилей, форм) разрешения конфликтов:
Уклонение. При этом способе стороны просто стараются уйти от конфликта. Такой способ применим, когда обе сто¬роны не заинтересованы в разрешении конфликта. Такое поведение наблюдается в ситуациях, когда стороны имеют одинаковую силу или конфликт недостаточно созрел.
Сглаживание. Этот способ используется в ситуациях, ког¬да есть слабая и сильная стороны. Причём сильная сторона не заинтересована в предмете конфликта, т.е. она согласна ос¬таться без выигрыша, но и проигрыш ей не нужен. Другая сто-рона может получить многое из того, на что претендовала.
Принуждение. Если сильная сторона заинтересована в конфликте, то она заставляет принять свою точку зрения, иногда любой ценой, не считаясь с мнением другой сторо¬ны. Конфликт может разго¬реться вновь.
Компромисс. Если стороны в равной мере заинтересова¬ны в преодолении конфликта и при этом силы их равны, то они могут искать примирения через компромисс. При этом примерно поровну делятся потери и выгоды. Такой способ широко используется на практике, но часто не даёт опти¬мального решения. Однако он помогает сэкономить силы, что-то приобрести, сохранить отношения.
Решение проблемы. Это идеальный способ, суть которо¬го состоит в поиске и устранении причин конфликта на ос¬нове сотрудничества сторон, стремящихся к общей цели. Этот способ выгоден всем.
Роль руководителя в конфликте
1. Прежде всего, следует вмешаться. Вмешательство может быть как официальным - дать понять двум группировкам, независимо друг от друга, что менеджеру известно о существовании конфликта и он предпримет поиск решения, а также неофициальным и очевидным - растащить двух потерявших самообладание спорщиков.
2. Разделить. Один из способов сохранения мира - держать людей обособленно. В большинстве случаев прямой конфликт будет продолжаться, пока люди не будут разведены в стороны. Главное - сделать это справедливо, т.е. желательно не предлагать прекратить ссору только одному из конфликтующих.
3. Слушать и слышать. Участники конфликта должны уяснить, что менеджер будет контролировать ход событий. Соглашение и сам факт, что оно было достигнуто совместно, так же важны, как и разрешение проблемы.
4. Объяснить. Задачей руководителя является подведение итогов принятого соглашения или установление следующей ступени на пути к разрешению конфликта.
5. Консультироваться - принимать все советы, в которых руководитель нуждается. Коллеги могут иметь похожий опыт, важно придерживаться фактов: не преуменьшать и не преувеличивать значения конфликта.
6. Контролировать. Если покажется, что ситуация выходит из-под контроля и развивается не так, как задумано, следует немедленно вмешаться.
43. Основные формы, функции и принципы кредита. Банковская система.
Кредит –разновидность экономической сделки, договор между физ. и юрид. лицами о займе и ссуде.
Основные принципы кредита:
1. Возвратность – отражает необходимость своевременного возврата полученного от кредитора ссудного капитала после завершения его использования заемщиком.
2. Срочность – отражает необходимость возврата в точно установленный срок, зафиксированный в кредитном договоре.
3. Платность – выражает необходимость оплаты права на использование заемного капитала. Ставка ссудного % определяется как отношение сумы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита.
4. Обеспеченность – выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора (например, ссуды под залог или финансовые гарантии).
5. Целевой характер кредита выражает необходимость целевого использования ср-в, полученных от кредитора.
6. Дифференцированный характер кредита – этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков.
Формы кредита:
1. Коммерческий кредит – предоставление денег или товара одними предприятиями другим в виде аванса, отсрочки или рассрочки платежей, а также в виде предварительной оплаты.
2. Банковский кредит – предоставление денежных ссуд коммерческими банками, сберегательными учреждениями, другими финансовыми компаниями юрид. лицам, населею, иност. клиентам. Он осущ. только деньгами во временное пользование, он не может быть без %.
3. Потребительский кредит предоставляется населению торговыми компаниями, банками специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения товаров и услуг с рассрочкой платежа.
4. Ипотечный кредит выдается под залог недвижимости ипотечными банками или специализированными кредитно-финансовыми институтами на приобретение или строительство жилья, покупку земли под недвижимость.
5. Государственный кредит осуществляется путем выпуска государственных ценных бумаг.
6. Межхозяйственный кредит предоставляется одним хозяйствующим субъектом другому (заем).
7. Межбанковский кредит – предоставление одним КБ денежных средств другому.
8. Международный кредит – предоставляются ЦБ других государств, международнами финансовыми организациями.
Функции кредита:
1. Распределительная функция. Посредством кредита происхо¬дит распределение денежных средств на возвратной основе для удовлетво¬рения потребностей населения и организаций в денежных ресурсах.
2. Перераспределительная. Через кредитный механизм ссудный капитал перераспределяется на основе возвратности между отраслями хозяйства, устремляясь в те сферы, которые обеспечивают получение большей прибыли.
3. Эмиссионная функция - создание кредитных средств обращения (как в наличной, так и в безналичной формах) и замещения наличных денег.
4. Контрольная функция. Любой кредитор своеобразно через ссуду контролирует состояние заемщика, стремясь предотвратить несвоевременный возврат долга.
5. Экономия издержек обращения. Выражается через осуществление безнал. расчетов и ускорения обращения денег.
6. Ускорение концентрации капитала. Заемные ср-ва позволяют существенно расширить масштаб пр-ва и обеспечить дополнительную массу прибыли.
7. Обслуживание товарооборота. При реализации этой ф-ции кредит активно воздействует на ускорение товарного и денежного обращения, вытесняя из него наличные деньги.
Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится центральный банк, а на втором уровне: - сеть коммерческих банков; - филиалы и представительства иностранных банков; + другие расчетно-кредитные учреждения.
Банк – кредитная орг-ция, кот-я имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных ср-в физических и юридических лиц; размещение указанных ср-в от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.
Центральные банки – являются центрами кредитной системы, осуществляющие выпуск банкнот.
Ф-ции центрального банка:
1. Эмиссионная - регулирование денежного обращения.
2. Ф-ция аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерческих банков заключается в том, что каждый банк, являющийся членом национальной кредитной системы, обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов.
3. Кредитование коммерческих банков.
4. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов.
5. Операции на открытом рынке - покупка и продажа ценных бумаг.
Функции коммерческих банков:
1. Аккумуляция и мобилизация денежного капитала
2. Посредничество в кредите
3. Создание кредитных денег – образование депозитов происходит при приеме наличных денег клиентов.
4. Консультационные услуги
5. Осуществляют организацию и размещение ценных бумаг.
6. Осущ-т проведение расчетов и платежей.