Б8
72. Функции норм труда.
В рыночной экономике можно выделить следующие функции норм труда:
1. Внутрифирменное и внутрипроизводственное планирование. Нормы труда выступают одним из элементов, определяющих производственную мощность предприятий, потребность и загрузку оборудования, календарные планы производства, длительность производственного цикла, численность работников и т.д.
2. Оптимальная организация труда. Высокий уровень организации труда возможен лишь на базе использования научно обоснованных норм. Такой уровень, в свою очередь, создает условия для применения прогрессивных норм труда, и наоборот, низкая, плохая организация труда не позволяет применять нормы труда. Кроме того, напряженность и прогрессивность применяемых норм позволяют оценивать уровень организации труда.
3. Установление нормального уровня производительности труда возможно только на основе прогрессивных норм труда. Непременным условием достижения высокой производительности труда является соответствие норм трудовых затрат организационно-техническому уровню производства, улучшение использования рабочего времени и совершенствование структуры затрат, определяющих величину норм.
4. При организации оплаты труда наличие норм является обязательным условием обоснованности размера заработной платы. Чем ниже напряженность применяемых норм, ведущая к их высокому перевыполнению, тем больше несоответствие между результатами труда и его оплатой.
5. Социальная защита наемных работников от чрезмерно высокой интенсивности труда приобретает особую значимость в условиях рыночной экономики. Научно обоснованные нормы труда должны выполнять роль социального гаранта социальной защищенности трудящихся на производстве, и в первую очередь слабо защищенных групп, таких, как женщины, лица пенсионного и предпенсионного возраста, инвалиды, подростки.
6. Функция организации управления трудом охватывает задачи социального управления. Главная цель научно обоснованного управления трудом – установить, с одной стороны, затраты труда в процессе производства, а с другой – пути их эффективного снижения. В системе управления возникают многообразные проблемы организации работы с кадрами: подбор, обучение, расстановка, контроль деятельности, организация труда, эффективное решение которых возможно только на основе использования прогрессивных нормативов и нормативных документов.
18. Аттестация персонала. Подготовка, проведение и использование результатов аттестации персонала.
Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом.
В проведении аттестации принимают участие не только сотрудники кадровых служб, но и линейные руководители.
С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.
Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.
Организации в большинстве случаев используют одновременно оба вида оценки деятельности работников, т. е. оценку труда и оценку качеств, влияющих на достижение результатов. Оценочная форма включает два соответствующих раздела, в каждом из которых от руководителя наряду с балльной оценкой обычно требуются развернутые обоснования. Аттестационные процедуры предусматривают индивидуальное обсуждение итогов оценки с подчиненным, который удостоверяет это подписью, а также может зафиксировать несогласие с выводами начальника и особые обстоятельства, повлиявшие на результаты труда.
В большинстве корпораций оценка и аттестация организуются ежегодно, в отдельных компаниях (особенно если они применяют упрощенные процедуры оценки) - каждые полгода. Кроме того, проводятся неформальные собеседования и в промежутке между ежегодными формальными оценками обсуждаются результаты труда и обязательного текущего наблюдения за деятельностью подчиненных.
Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:
- разработку принципов и методики проведения аттестации;
- издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
- подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
- подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).
Проведение аттестации:
- аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
- аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
- анализируются результаты;
- проводятся заседания аттестационной комиссии.
Подведение итогов аттестации:
- анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
- подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
- утверждение результатов аттестации.
Анализ и использование результатов аттестации
Оценка труда:
- выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;
- выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда;
- выявление работников, существенно превышающих стандарты труда.
Оценка персонала:
- диагностика уровня развития профессионально важных качеств;
- сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
- выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
- оценка перспектив эффективной деятельности;
- оценка роста;
- ротации.